������ ����

г. Уфа, ул. Ульяновых, 65-10
т.: (347) 292-12-34
e-mail: ts-ufa@inbox.ru

Жилище в русском стиле

80-е годы ознаменовались всплеском интереса к русскому дизайну интерьера. Актуальность сохранена и сегодня. Многие русский национальный стиль переносят не только в жилые зоны, но и в офис или общественные места. Для того чтобы это сделать, необходимо знать некоторые моменты развития русского интерьера.

Многие века для Руси пожары были настоящим бедствием. Практически все постройки в древности были деревянными. Мало того. что для возгорания городища в то время было достаточно случайной искры, так тут еще и постоянные набеги монголо-татар, которые не оканчивались вплоть до конца XV века. Москва, например, выгорала в среднем один раз в семь лет в течении XIV—XVI в.в. А малые пожары так вообще были явлением обыденным.

Поэтому весь русский интерьер был создан для наиболее быстрого реагирования на различные бедствия: набаты, пожары и т.п. Все было просто и максимально функционально. Представления о комфорте и удобстве в отличие от современного дизайна интерьера были несколько своеобразны.

Широкие лавки были основной мебелью. Они служили как для сна, так и для сидения. Глубоко врубались в стену еще во время постройки. Помимо лавок в горнице было стол, состоящий из настеленных на козлы досок (кстати, такие столы часто применяются на открытых участках дачи или даже в современном дизайне квартир), а также скамьи простой формы. Маленькие окошки и сводчатые потолки в небольших комнатах – типичная архитектура внутреннего пространства. Роскошью считались оконные рамы с косяками, называемые еще «косящатые». В них вставляли полупрозрачные пластины из слюды. Часто к основному зданию по мере разрастания семейства и накопления богатств пристраивались дополнительные постройки. Поэтому в доме была масса переходов, коридорчиков и потайных мест, образовавшихся в ходе постройки. Часто уровни полов не совпадали.

Суровые зимы на Руси требовали, в первую очередь, чтобы жилище было теплым. Основным «генератором» тепла в доме была печь. Поэтому она занимала главное место. Печи попроще украшались рисунками из яркой краски, другие изразцами – терракотовыми, зелеными (муравлеными) или многоцветными.

Комфортное жилье в отечественных условиях, во-первых, обязано быть теплым, вследствие чего в нем на первом месте были печи — расписанные по глине яркими красками или отделанные изразцами — зелеными (муравлеными), терракотовыми или многоцветными. В доме все щели основательно заделывались при помощи пакли, двери и прилегающие к окнам участки стен обивали сукном. Окна никогда не открывались, понятия "проветривание" никто не знал, только в тех случаях, когда было чересчур душно и неароматно, для освежения воздуха курили ладаном или смолкой. В домах побольше, напротив, оборудовалась система спрятанных в стенах отверстий — продухов, обеспечивавших естественную вентиляцию.

Все праздничное убранство дизайна квартир было съемным. Одежда, меха, книги и другое имущество хранилось вместе с ним в сундуках и доставалось оттуда лишь по выходным и праздничным дням, а также для приема гостей. В подобных случаях все иконы, которые имели драгоценные оклады, зачастую усыпанные дорогостоящими камнями и жемчужинами, в обычное время хорошо припрятанные, выставлялись в божницу.

В состоятельных жилищах лавки укрывали бархатными полавочниками, на полу расстилали ковры и коврики. В углу обеденной палаты на покрытом алым сукном помосте расставляли фамильное серебро и — если, конечно, были — разные заморские диковинки: «рог единорога», оправленный в золото, большие перламутровые раковины, «потешные фигурки» или что-нибудь подобное. Стол тоже накрывали сукном, сверху которого стелили дорогую скатерку.

Праздник миновал, и все это имущество помещалось в сундуки. В подобном способе сохранения был собственный резон: сундук, в отличие от шкафов, обладал ручками, и при опасности его со всем содержимым вытаскивали во двор. Даже когда происходил пожар, главная часть фамильного богатства была невредима. Дом реставрировали за несколько дней, и хозяйские сундуки опять ставились на свои места где-то в подвальном помещении или в чулане.

В течении XVII века, когда в жизни государства вершилось много перемен, готовивших преобразования Петра I, классический русский дизайн интерьера богател свежими объектами: в комнатах возникли стулья и кресла, в трапезных — поставец и горки для посуды, где нашли свое место голландский и немецкий фаянс и майолика. Кроме сундуков начали применять и шкафы (их мастерили уже и в России, при этом по давней памяти порой оснащали по бокам ручками). Все эти изменения понемногу приготовили переход к европейскому манеру жизни, который произошел в Петровскую эпоху. С тех времен в состоятельных домах интерьер почти потерял национальные черты.

Последние новости

Теплоизоляция

Ваш голос

Как вы относитесь к энергосберегающим технологиям?






Итоги